День открытых дверей посвященный российской науке, посетил заместитель директора Сайлюгемского национального парка по научной работе Леонард Таханов. Мероприятие, ставшее в кош-агачском офисе еженедельным, проводится на разную тематику. Однако последняя встреча вызвала огромный интерес юной публики: в гости к экоклубовцам заглянули исследователи снежного барса. В мероприятии приняли участие клубы «Ирбизек», «ЮНЭК», «КОАПП», «Степные беркуты», «Лучики» и учащиеся Кош-Агачской школы им. В.И. Чаптынова.

Изучение, сохранение ирбиса и аргали – основная задача национального парка. В этом вопросе ученые идут в ногу со временем, отметил Леонард Таханов. На сегодняшний день в арсенале исследователей есть не только фотоловушки, с помощью которых регистрируют снежных кошек, но и специальное мобильное приложение, в котором собрана вся информация о российских ирбисах: фото, следы жизнедеятельности и их координаты. Гаджеты упрощают работу экспертов в сложных условиях высокогорья, которые предпочитает редкий хищник. Помимо этого, ученые собирают экскременты животных и оправляют их на ДНК-анализ. Экспертиза позволяет создать генетический портрет каждой особи, определить родственные связи, заболевания и т.д.

Встретить снежного барса в дикой природе – большая удача. В республике всего несколько человек, своими глазами видевших хозяина горных вершин. Один из счастливчиков – Урмат Белениров, специалист по экологическому просвещению национального парка. Несколько лет назад ему удалось сфотографировать ирбиса по имени Звезда: снежный барс отдыхал после удачной охоты на аргали.

Поскребы, задиры, мочевые метки – барсиные методы передачи информации, объяснили специалисты, таким образом животные общаются и обозначают свою территорию.

В День открытых дверей юные экологи провели собственные лабораторные исследования и занимательные опыты: изучили под микроскопом простейшие организмы, клетки крови человека и разных животных. Познакомились с 4D изображениями Солнечной системы, схемой движения планет, узнали как устроена кровеносная система и скелет человека.

Фото (с) Мая Ерленбаева