"Ступни верблюдов разбивались и оставляли кровавые следы, а жители Горного Алтая отдавали нам последнее, лишь бы караван дошел до Бийска", - вспоминает Б.Лувсан.

Друзья, в преддверии международной акции «Диктант Победы», который состоится уже  через два дня, вернемся ненадолго к событиям тех лет.. прочтите статью, это до слёз.  

Монгольский караван в помощь Советской армии был организован осенью 1941-го   года в западно-монгольском городе Ховд. Он перевозил в СССР на верблюдах и лошадях шерсть и одежду из неё, мясо, металлы и другие товары. От Ховда караван шёл к советско-монгольской границе, а от неё по Чуйскому тракту также своим ходом до ближайшей железнодорожной станции в городе Бийск — всего около 1030 километров. 

Состав каравана 

В августе 1941 года руководство аймака Ховд поручило администрации сомона (совхоза) Манхан организовать помощь Красной Армии. Председатель сомона выбрал главным погонщиком 19-летнего секретаря местной организации Революционного союза молодёжи МНР Борондонгийна Лувсана

«Подарки» для советской армии собирали по всей Западной Монголии: сушёную говядину и баранину; мясо маралов, джейранов, кабанов и другой дичи; шубы и сапоги из овчины, валенки, шапки, рукавицы. Возможно, караван включал также и 120 тонн цветного металла из высокохудожественной буддийской пластики (в дальнейшем пошёл на переплавку и использовался для производства авиационных и танковых двигателей). 

Помощь братскому народу была добровольной и бесплатной. Количество верблюдов, по разным подсчётам, было от нескольких сотен до 1200, а караванщиков -  110.

Путь до Бийска

Из Ховда караван отправился 17 сентября 1941 года. В условиях сильных морозов декабря и января караванщики два месяца не снимали одежду, на ночь укладываясь спать между двумя параллельно лежащими верблюдами. 

По воспоминаниям главного погонщика каравана Борондогийна Лувсана, за время перехода восемь монголов заболели, их пришлось оставить в сёлах по пути: «Зимой 1942 года нас приветливо встречали в Ойротской автономной области (Республика Алтай). Приглашали в дома, в юрты, кормили, наливали чаю, сопровождали, помогали ухаживать за верблюдами, с которых груз не снимали даже во время ночевок. Зимой 1942 года стояли крепкие морозы. Температура минус 30 градусов считалась оттепелью. Жители Горного Алтая отдавали нам последнее, чтобы мы только дошли до Бийска. До сих пор храню колокол, который висел на шее большого верблюда. Для меня и моей семьи это важная реликвия. Во время движения каравана мы пели народную песню «Сайлэн Боор». У неё много куплетов и рассказывалось в ней о дружбе, о любви, верности и преданности». 

Наибольшую сложность представляли горные перевалы. Так, при переходе через Чике-Таман сорвались и погибли несколько верблюдов. Самый выносливый, чёрный верблюд принял на себя груз с погибших животных и должен был спать, стоя на коленях, а когда его разгрузили, то объём перевозимого им товара занял почти весь кузов автомобиля ЗИС-5.

Неприспособленные для перемещения по льду мягкие ступни верблюдов скользили и разбивались, оставляя следы крови за караваном; местные жители научили карванщиков шить специальные калоши для животных из шкур, брезента и тряпья. А при переходе рек по льду и других сложных участков перед животными раскладывали ветки деревьев, доски или одежду, посыпали дорогу золой и песком. Из-за суровой зимы несколько верблюдов заболели от переохлаждения, их оставили под присмотром местных жителей Ойротской автономной области Алтайского края. 

Около недели караванщики расчищали путь в двухметровом слое снега на Семинском перевале. Нелегко дался переход по подвесному мосту над рекой Катунь в Усть-Семе: упрямые животные не хотели идти по раскачивающемуся настилу. 

В Бийск караван прибыл в начале февраля 1942 года, на железнодорожном вокзале его встречали офицеры Красной Армии. Обратно в монгольский Ховд караванщики вернулись только 5 мая 1942 года и привезли советскую пшеницу, муку, сахар, растительное масло и ткани.

Telegram